11/5/2015
Чулпан Хаматова выступила в Риге
В зале «Splendid Palace» актриса рассказала о душевных антибиотиках, первой любви и несбыточных мечтах.

Портал Delfi публикует краткий отчет о лекции.

Мамин-Сибиряк

«До сих пор помню момент жизни, когда я почти физически ощутила поняла волшебство складывания букв в слоги, а слогов — в слова. Во втором классе я прочла все собрание Мамина-Сибиряка. Сейчас не пойму, зачем я это сделала. Может, это был побег от скучной школы?»

Жюль Верн

«Свою первую любовь я встретила в книге — 15-летний капитан Жюля Верна. Это была настоящая мучительная любовь. Я рисовала его кудрявый профиль во всех тетрадках, а потом всю жизнь искала».

Достоевский

«В 7-м классе мне нечего было подарить подруге. Увидела, что на книжной полке стоят две книги „Братья Кармазовы“ Достоевского. Решила, зачем нам две? Взяла одну из них и надписала. Но у порога меня окликнула мама... Оказалось, что книги бывают в двух томах. Вернулась, открыла и начала сходить с ума. Сперва прочла „Карамазовых“, затем „Идиота“, а потом в школе — „Преступление и наказание“.

Учительница в школе сказала, что Достоевского могут любить лишь искалеченные неврастеники, что не может быть у нормального человека комната с желтыми стенами. На этом школьные уроки литературы для меня закончились... В российской школе каждый год начинается с былин... Между тем, главная задача школы — сделать все возможное, чтобы ребенок полюбил читать. Помните, как у Цветаевой, про Андрюшу, который ненавидел книги, потому что ему только их и дарили — именно потому что ненавидел — для того, чтобы любил».

Цветаева

«Это моя скорая помощь, душевное 03, моя валерьянка, антибиотик, иммуномодулятор. Для меня она почти физиологическая потребность».

Грин

«Я закончила физмат школу и поступила в финансовый институт — это было по любви, мне нравилась математика и модный финансовый аудит. Но больше всего мне нравился театр — казалось, что артисты — это волшебники какие-то... Как-то я прочла книгу „Бегущая по волнам“, а там в самом начале озвучена мысль, что у каждого человека есть мечта, а есть — несбывшаяся мечта. Меня просто свело с ума это сочетание „несбывшаяся мечта“... Я пошла в Казанское театральное училище и попросила, чтобы меня посмотрели — меня взяли. Если бы я не прочла ту книгу — так бы, наверное, и не решилась пойти в эту сторону».

Ахмадуллина

«Наше поколение профукало, высыпало сквозь песок то богатство, которое жило рядом с нами — поэтов-шестидесятников. Мы их воспринимали через призму чьих-то мнений и даже посмеивались над их выходками. И мне было стыдно, что я ничего про нее не знала, когда мне посчастливилось с ней общаться».

Шукшин

«Однажды латышский режиссер Алвис Херманис пришел со странным предложением — читать Шукшина. Женя Миронов сказал: зачем это нужно, кирзовые сапоги, трактора... Начали вчитываться, спорили с друзьями, которые доказывали, что это не великая литература, а русский лубок... Так латыш Алвис подарил мне Шукшина, вскрыл в нем такой высокий поэтический смысл, о которм я не подозревала до того...»

Бродский

«Спектакль „Барышников/Бродский“ произвел на меня сильнейшее впечатление. После него я два раза вошла в закрытые двери. Меня поразило, что в какой-то момент я забыла о том, что играет Барышников. Сперва была пропитана его легендарностью, а потом поймала себя на мысли, что забыла об этом — настолько погрузилась в тему, поднятую спектаклем. Жизнь, смерть, старение, сиюсекундность бытия... Я умерла и была вывернута наизнанку — это подлинное произведение искусства».

Анна Франк

«Это была моя первая театральная роль, которая произвела на меня огромное влияние. Прочитав эти дневники, я осознала, что жить надо здесь и сейчас, не ожидая завтра».

Гайдар

«Тимур и его команда» — прекрасный рассказ из советской литературы. Хотелось идти ко всем бабушкам и насильно мыть им полы«.

Следующая встреча в рамках проекта «Открытая лекция» пройдет 14 декабря: актриса Ксения Раппопорт — одна из немногих российских актеров, которая одинаково востребована у себя на родине и в Европе, обладательница главного приза Венецианского фестиваля порассуждает о разных подходах, методах и задачах в кино, театре и жизни России и Европы.

хроника